УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка». В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Документы, на основании которых проводится уточнение границ
Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:
- утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
- проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
- утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:
- план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
- фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
- планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
- топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
- чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.
На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.
Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.
Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.
Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства
С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.
В период с 20.05.1992 по 21.07.1997 обязательность изготовления чертежа установлено утвержденным Роскомземом 20.05.1992 документом «Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю». Полномочия Роскомзему на установление порядка выдачи Свидетельств переданы вышеупомянутым Указом Президента РФ. Копии свидетельств с прилагаемыми чертежами подлежали вечному хранению в государственных архивах. Первоначально свидетельства с прилагаемыми чертежами хранились в архивах районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
В 1996 году принята «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 08.04.1996. Данная инструкция предусматривала изготовление межевого дела, в состав которого входил Чертеж границ земельного участка. Межевые дела хранились в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству из которых в организованном порядке были в полном объеме переданы в Государственный фонд землеустроительной документации.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в статье 18 в качестве обязательного требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации прав устанавливал наличие удостоверенного Плана земельного участка. Без данного плана государственная регистрация прав не допускалась.
Фактическое действие инструкции по межеванию земель продолжалось до 02.10.2002, когда был принят приказ Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Согласно данной инструкции документом, определявшим местоположение границ земельных участков стало служить Описание земельных участков, которое включало Чертеж земельных участков. Все описания земельных участков, хранятся а архивах Росреестра и Кадастровой палаты.
С 2008 года и по настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документом, определяющим местоположение границ земельного участка стал Межевой план.
Учитывая обязательность составления чертежа границ земельного участка на протяжении всего периода проведения земельной реформы и приватизации земель, при обращении для составления межевого плана гражданина, у которого на руках не имеется документов, подтверждающих местоположение границы уточняемого земельного участка, следует руководствоваться положениями пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», которая допускает выполнение кадастровых работ если заказчик кадастровых работ не предоставил документацию, необходимую для выполнения работ. В таком случае рекомендуется включить в состав договора на выполнение кадастровых работ пункт, предусматривающий составление запросов кадастровых инженеров в организации, где такие документы должны храниться: государственный фонд землеустроительной документации; архив местной администрации; архивы органов БТИ. В государственном фонде землеустроительной документации следует запросит копию межевого дела и копию чертежа границ земельного участка, являющегося приложением к свидетельству на право собственности на землю. В архиве местной администрации — копию картографического материала. В архиве органов БТИ — копию ситуационного плана из технического паспорта.
При получении запрошенных документов допускается при проведении межевания изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
При отсутствии исходных документов, определяющих местоположение границ, за границы земельного участка принимаются границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими. При отсутствии линейных рубежей границы устанавливаются по указанию владельца земельного участка. Дается конкретное описание закрепления границ на местности. В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка может отличаться от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в установленном законе порядке. Рекомендуется составлять ситуационный план земельного участка в масштабе, на котором показываются имеющиеся ограждения, здания, примыкающая уличная и дорожная сеть а также установленные границы земельного участка и границы объектов по сведениям ЕГРН. Указанный ситуационный план включается в состав приложений межевого плана.
Обстоятельства уточнения границ земельного участка при отсутствующих исходных документов следует отразить в заключении кадастрового инженера примерно в следующей форме:
«Исходные документы, определяющие местоположения границ земельного участка заказчиком кадастровых работ не предоставлены. Основываясь на положениях пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в договор о проведении кадастровых работ включен пункт о направлении кадастровым инженером по поручения заказчика кадастровых работ запросов в организации, в которых документы, подтверждающие местоположение границ уточняемого земельного участка, должны находится на хранении. Полученные отрицательные ответы (копии ответов включены в приложения к межевому плану) свидетельствуют о том, что обязательные к изготовлению и хранению документы утеряны государственными органами. В связи со сложившейся ситуацией кадастровым инженером принято решение восстановить содержательную часть утерянных документов по правилам, действовавшим на момент их составления. В соответствии с «Инструкцией по межеванию земель», утвержденной Роскомземом 08.04.1996, (пункт 4.1) в качестве границ уточняемого земельного участка приняты границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими (здесь дается конкретное описание закрепления границ на местности). В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка отличается от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проведено в установленном законе порядке, а именно… Результаты согласования границ отражены в …
Данный межевой план, содержащий восстановленное описание местоположение границ может быть использован заказчиком кадастровых работ для подачи заявления об уточнении местоположения границ в органы регистрации. В случае отказа в государственной регистрации уточнения границ земельного участка, данный межевой план может служить основанием для подготовки искового заявления в суд о восстановлении утраченного государственными органами при хранении описания границ земельного участка.»
Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства
Для садовых и дачных земельных участков, утвержденные проекты планировки и застройки для которых отсутствуют или фактические границы которых не соответствуют имеющимся документам, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагается Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по заказу владельца земельного участка. Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.
Земли общего пользования в садоводческих и дачных объединениях граждан на основании требований пункта 2.9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» могут быть оформлены на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Порядок действий при отсутствии прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом
Для случая оформления фактического пользования земельным участком без документов, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает приобретение бесплатно в собственность земельного участка гражданином, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. В подобном случае с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.
Порядок действий в случае уточнения границ земельных участков, точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или отсутствует
1) При уточнении границ земельных участков, точность определения координат которых ниже нормативной или отсутствует в сведениях ЕГРН, в состав приложений межевого плана включают документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, что определено частью 10 статьи 222 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». К таким документам относятся:
- проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- утвержденный проект межевания территории;
- другие документы, предусмотренные законодательством, действовавшим в момент их издания.
2) Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в соответствии с требованиями статей 39 и 40 221-ФЗ «О кадастровой деятельности.
3) В заключение кадастрового инженера включается пункт примерно следующего содержания:
«В ходе выполнения кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером … установлено, сто координаты содержащиеся в ЕГРН полностью совпадают с координатами, определенными методом спутниковых геодезических измерений (геодезическим методом) с точность 0.10 м. В ходе проведения кадастровых работ новых точек образовано не было. Площадь земельного участка по результатам кадастровых работ не изменилась. Конфигурация границ земельного участка соответствует документу, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании. Документом, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании послужил ….».
4) Изменять конфигурацию границ земельного участка, сведения о точности определения координат которого ниже нормативной, не рекомендуется. Сведения о точности, внесенные в ЕГРН как правило никакого реального содержания не несут и служат простой формальностью.